10 советов по воспитанию внуков от Ш. А. Амонашвили

 

     Общение по траектории внук - бабушка - дедушка выстраивается в зависимости от обстоятельств или очень легко и непринуждённо, или  сложно, с препятствиями. В любом случае, советы от известного российского педагога Шалвы Александровича Амонашвили могут помочь в правильном восприятии той или иной ситуации.

 

1. Свою любовь и преданность детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.

2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны детям для самовоспитания.

3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.

4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.

5. Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о своей работе.

6. Раскройте детям свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.

7. Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними.

8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.

9. Давайте им трудиться рядом с вами.

10. Говорите с ними, как со взрослыми.

11. Не напоминайте им, что они еще маленькие.

12. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя 

 взрослыми. 

13. Заботьтесь о том, чтобы у них создавалось яркое представление о вас, 

 как о современном человеке.

14. Не забывайте, что ваш образ жизни должен воспитывать их и после 

 того, как вас уже не будет в живых.

     Чтение необходимо?

 

"Читать всего совсем не нужно; нужно читать то, что отвечает на возникшие в душе вопросы".

Лев Толстой

 

    Современные дети не читают! Такое довольно экспрессивное высказывание можно услышать часто. Но так ли это? Действительно современные дети не читают? Почему? Попробуем разобраться в этих вопросах.

     Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.

     Но, дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов взрослые рассматривают художественные произведения классиков, а не блоги и дневники сети интернет в пол-экрана. 

    Современная наука даже выделяет такой феномен, как механическое по-другому, "бессмысленное" чтение. Первыми этим стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, но, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но даже и сказать о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.

     Каким же образом скорректировать поведение детей и попробовать привить им любовь к чтению? 

       Интересные советы на этот счёт даны в книге Ольги Маховской "Непослушный ребёнок: перезагрузка", познакомимся с ними.

  •     Первый прием чему-то научить ребенка — это заражение. Дети копируют поведение окружающих взрослых. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг людей, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.
  •     Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
  •     Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками. Не только заинтересованные мамы и папы, но бабушки и дедушки тоже сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через интернет.
  •     Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
  •     Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста — это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
  •     Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.
  •     И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.

     Таким образом, с самого раннего возраста необходимо корректировать путь к "чтению", ведь основы чтения закладываются именно с малых лет.

     Между тем, чтение не только "необходимость", оно также приносит немалую пользу, например: по данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние. А ещё, чтение делает нас моложе - давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается. 

    Вспомним, что в современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном. 

        Чтение - это развитие, поэтому мы стараемся прививать любовь к этому не простому увлечению с детства. А что может быть интереснее, когда бабушка или дедушка рассказывают сказку, а потом ты сам можешь всё прочитать и ещё ярче всё представить! 

 

"Тихая охота"

 

 В последние год всё большую популярность набирает "тихая охота" - сбор грибов! Это собственно и неудивительно, потому что этот процесс сродни медитации, он приносит покой и умиротворение.

   Но, этот сбор грибов также может оказывать положительное влияние на взаимоотношение внуков с бабушками и дедушками. 

  Сбор грибов – довольно увлекательное занятие. В нем есть свой азарт и неописуемая радость от каждого найденного гриба. Каждый необычный гриб – это еще и повод сфотографироваться, похвастаться перед друзьями. Неудивительно, что в период сбора появляются тысячи новых фотографий у людей в социальных сетях. Фотографируют и детей с необычными грибочками, делают превосходные семейные фото. Грибная охота приносит радость не только взрослым, но и детям. Своеобразная игра помогает сблизиться с ребенком, который, находя любой грибочек, бежит показать его вам, испытывая при этом восторг и искреннюю радость. Такие лесные прогулки надолго остаются в памяти у ребенка, порой эти моменты – одни из немногих возможностей полноценного общения взрослых и детей.

    Безусловно, эффект от посещения леса и сбора грибов очевиден для здоровья. Лес сам по себе оказывает на наш организм благотворное воздействие. Деревья активно вырабатывают полезные фитонциды. Они являются защитной реакцией деревьев на внешнюю среду: бактерий, грибов, микроорганизмов, насекомых, которые пытаются нанести вред дереву.

    Если при заходе в лес у вас болела голова или был легкий насморк, то после нескольких часов, проведенных наедине с природой, они могут исчезнуть без следа. Важная особенность фитонцидов – замедлять или полностью останавливать развитие микроорганизмов.

   Также есть ряд наблюдений, что фитонциды служат прекрасным профилактическим средством против частых мигреней, бессонницы, простудных заболеваний. Наличие их в воздухе нормализует содержание сахара в крови, стимулируют работу сердца и головного мозга. Они проникают в наш организм посредством дыхания и через кожные покровы. Больше всего фитонцидов в хвойных лесах, однако, в лиственных они также присутствуют, но в меньшем количестве.

   Выходя на "тихую охоту" с внуками, нужно быть в несколько раз внимательнее, и лишний раз не стоит забывать напоминать ребятам о правилах безопасного сбора грибов. Вы можете воспользоваться памяткой, которая расположена ниже.

    Помимо памятки, приведены примеры съедобных и ядовитых грибов.

Примеры съедобных грибов

Примеры ядовитых грибов